Базовый принцип №6. Облегчите изучение цифрового продукта пользователем. Общие замечания и недовольство ко многим сайтам, мобильным приложениям и программам заключаются в том, что их сложно изучить. Нужно много времени, чтобы изучить цифровой продукт, а время – это деньги.
Если пользователь не обязан изучать цифровой продукт (по долгу службы), он и не будет об этом беспокоиться. Пользовательский интерфейс должен быть спроектирован таким образом, чтобы облегчить изучение использования продукта. Это возможно разными способами.
Смотрите на цифровой продукт “снаружи”, а не “изнутри”
Разработчики часто проектируют цифровые продукты думая, что пользователи поймут, что имели в виду сами разработчики. Это взгляд “изнутри”. Когда разработчики проектируют цифровой продукт, они знают, какие данные в каком месте находятся и что с ними можно сделать. Они знают всё, что отображено на экране и что это означает. Они ошибочно полагают, что пользователи тоже увидят всю необходимую информацию и догадаются что с этим делать.
Проблема заключается в том, что пользователи не знают о цифровом продукте того, что о нем знают разработчики, и не могут узнать о том, что ожидать от продукта, они ведь не читали ТЗ и не разрабатывали его.
Когда пользователь начинает впервые работать с цифровым продуктом у него есть только то, что написано на экране и возможно немного информации в Справке или документации.
Чтобы смотреть на цифровой продукт “снаружи” нужно общаться с пользователями, показывать им свои интерфейсы и спрашивать их о том, как они понимают этот экран и что на их взгляд здесь можно сделать.
Сохраняйте целостность
Когда похожие, с точки зрения пользователя, объекты ведут себя по разному или в похожих ситуациях предлагаются разные визуальные решения, пользователи восклицают “чёрт побери, здесь должно было быть…” и все эти возгласы говорят об ошибках проектирования.
Одни и те же принципы должны применяться при проектировании интерфейса для схожих объектов или ситуаций. Но нельзя также недооценивать опасность примитивной целостности. Создание целостности – это сложный процесс, так как сам этот термин неоднозначен. Что понимать под целостностью? У этого понятия может быть много измерений и целостность в одном измерении не совпадает с целостностью в другом. Само значение целостности может быть субъективным и не совпадать для разных людей.
Пользовательские интерфейсы должны поощрять формирование привычек, чтобы пользователи быстрее освоились и могли применять их на уровне автоматизма. Чем более логично и целостно спроектированы сайт, мобильное приложение или программа, тем пользователям проще и быстрее выработать эти привычки.
Несмотря на сложности всё равно нужно стремиться к целостности. Пользователи ищут целостность в привычных для себя действиях. Они будут ожидать этой привычности и логичности и от ваших цифровых продуктов. Поэтому важно выяснить, что для них будет привычным и логичным.
Целостность = предсказуемость для пользователя.
Целостность интерфейса должна быть получена не из утверждения “это логично” от разработчика или дизайнера, а из того, насколько этот интерфейс предсказуем для пользователя. Создавайте безопасную для пользователя среду. Сайты и мобильные приложения, в которых легко совершать ошибки и дорого и/или долго их исправлять, не будут популярны. Люди не будут изучать новые способы работы в таких цифровых продуктах, предпочитая менее эффективные и сложные, но те, которые они знают.
“Я торопился, поэтому делал всё длинным, но привычным мне способом.”
Один из пользователей после юзабилити-тестирования
В предыдущих статьях мы уже рассказали про…
Базовые принципы детального проектирования:
- №1. Фокусируйтесь на пользователях и их задачах, а не на технологиях.
- №2. Продумывайте сначала концепции, а потом их представления.
- №3. Рассматривайте задачи с точки зрения пользователя.
- №4. Проектируйте для основных/базовых случаев.
- №5. Не уводите пользователей в сторону от их целей.
Полезные ссылки по теме:
- UX-школа Артема Кузнецова – обучаем за 3 месяца всем основным методам UX-исследований, теория и практика, международный сертификат.
- Телеграм канал “UX-школа Ю-эксперт” – бесплатные материалы тренингов, вебинаров и выступлений на конференциях и в СМИ.
- Курс по юзабилити-аудиту – обучаем проводить юзабилити-аудит на самом высоком уровне и уверенно и аргументированно представлять его результаты Заказчику.
- UX-стажировка в компании Ю-эксперт – бесплатная практика в реальных проектах под руководством опытных специалистов.
Интересно, а вы применяете базовые принципы детального проектирования для своих сайтов и мобильных приложений? Предлагаем проверить это прямо сейчас! → Узнайте больше о том, что такое юзабилити-экспертиза, и какую пользу она может дать вашему проекту